Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".
Китайская пословица.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Окружающий мир ребёнок познаёт в первую очередь через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3-х лет основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умение аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя. Дети часто ломают игрушки, вещи, мебель. Но не из вредности, а чтобы познать окружающий мир, по-своему разобраться в нём. Для малыша это прежде всего предметы и игрушки. На множество вопросов ребёнок ищет ответы самостоятельно.
Цель взрослого — помочь ему в этом, направить познавательную активность в нужное русло. Поставьте в ванной комнате миску с водой, повесьте фартук и нарукавники, положите самые разнообразные предметы и игрушки, разрешите ребёнку самостоятельно или с вашей помощью изучать их свойства (плавают или тонут, намокают или нет, лёгкие или тяжёлые и т.д.). Главное — подведите малыша к необходимости сформулировать свои выводы о свойствах предметов в словесной форме. Это способствует развитию не только речи, но и мышления.
Такой же подход должен быть и к предметам обихода. Дайте ребёнку возможность играть со множеством ненужных вещей. Пусть режет ножницами с закруглёнными концами вышедшие из употребления тряпочки, рвёт бумагу, разбирает на части крупные бусы. Всё это должно проходить в специально отведённом месте. Попросите, чтобы в конце игры всё было сложено в коробку. Хорошо, если ребёнок расскажет вам, что он узнал про эти предметы, как можно с ними играть. Таким образом вы добьётесь не только того, чтобы в доме было чисто и аккуратно, но и разовьёте умственные способности своего малыша.
Как же при играх с палочками, тряпочками и бусинками развиваются способности детей? Дело в том, что детям зачастую не хватает игрушек, тарелочек, платьев для кукол, кроваток, игрушечной еды, поэтому они начинают использовать в игре предметы-заместители. Палочки становятся ложками или градусниками, бусинки и куски бумаги — мясом и пюре, тряпочки — одеждой для кукол. Ребёнок как бы удваивает мир, делает его полным знаков и символов.
К 4-м годам дети уже активно играют, придумывая сложные сюжеты, беря на себя разные роли: мамы, папы, врача, продавца. Использование предметов-заместителей сохраняется, но их значимость отходит на второй план. Мир людей и отношений становится более интересным, чем предметный. Самое время заняться пространством для ребёнка. С этой целью хорошо оборудовать уголок его личных вещей. Над каждым ящиком или полочкой прикрепите значок, придуманный совместно с ребёнком и обозначающий, что здесь лежит: игрушки, книги, конструктор и т.д. Они помогут вспомнить, куда и что нужно класть, организуют пространство вокруг него, а также сделают уборку интересной.
С целью закрепления и эмоционального переживания полученных представлений используйте книги «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Меня нет дома», «Вредные советы» Г. Остера и многие другие.
Детей 3—4-х лет больше интересуют яркие предметы, движения, звуки. Они не спрашивают, они просто действуют с игрушками и предметами, чаще всего ломают, достают что-то изнутри. Так, по-своему, они узнают свойства предметов, их качества, но пока не могут сделать выводы.
Хорошо, если в доме для детских игр есть специальный уголок, куда складываются игрушки. Часто дети сносят туда всё, «что плохо лежит». Им всё надо. Они что-то с чем-то соединяют, куда-то вставляют. И старайтесь не ругать ребёнка за беспорядок в уголке. Часто познавательная практическая деятельность перерастает в творческую игру. Если же такого места в доме нет, остарайтесь сшить для ребёнка специальную сумочку, можно украсить её какими-нибудь яркими деталями: бантиками, цветочками, сердечками. Вскоре эта сумочка наполнится самыми разнообразными предметами: у девочек — тряпочками, фантиками и т.д.; у мальчиков будут преобладать предметы, связанные с техникой. И запомните: брать без разрешения сумку ребёнка нельзя, а тем более выбрасывать её содержимое.
Понаблюдайте, с каким интересом и увлечением малыш относится к своему занятию. Мальчик узнаёт, что две машины, столкнувшись, создают аварию, при этом одна может разлететься на кусочки, а другая остаться целой — значит, она сделана из более прочного материала. Девочка, надевая своей кукле только что вырезанное из бумаги платье, нечаянно его потянула и порвала — значит, бумага совсем непрочная. Таким образом, родители станут непосредственными участниками развития детской любознательности, познания окружающего мира.