Ранний возраст

Игры с куклой для детей 2-3 лет

 

Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В раннем возрасте ребенок осваивает разные виды игр: игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, дидактические игры. Каждая из них выполняет свою образовательную и обучающую функцию. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.

Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры как девочек, так и мальчиков.

Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. 

 

При организации игровых занятий необходимо:

- включение игровых разминок в вводной части занятия, формирующих у малышей мотивацию к деятельности, эмоционально-положительное отношение ко взрослым и сверстникам;

-эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий: чтением наизусть небольших художественных текстов (пестушек, уговорушек, потешек), пением колыбельных песенок;

-инициирование воспитателем повторения художественного слова детьми во время их самостоятельных действий и повторов;

-обеспечение каждого ребенка комплектом необходимого оборудования;

Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.

 

Конспект игры-занятия № 1 «Катя проснулась»

Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой.

Оборудование: в игровом уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке, раковина для умывания, полотенце, мыло (кирпичик).

Предварительная работа: разучивание потешки «Водичка-водичка»

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Я буду ее мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает наша дочка Катя» (подходят к кроватке, на которой спит кукла). Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я буду одевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи покрывало и подушку. Вот теперь постель красиво заправлена. Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран. Катя послушала, как течет водичка, а потом попросила:

«Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

Взяла Катя мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще маленькая и просит: «Помоги, папа». Андрюша, умой дочку.

Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней погулять. Пойди, папа, покажи Кате, какие красивые игрушки есть у нас в детском саду.

Обучение данному игровому действию с куклой можно проводить с детьми с низким уровнем игровых умений.

 

Конспект игры-занятия № 2 «Напоим Катю чаем»

Цель: развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле. Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю.

Оборудование: в игровом уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке, раковина для умывания, полотенце, мыло (кирпичик), набор чайной посуды, оладушки (кружки из пластика)

Предварительная работа: знакомство с игровым действием «Катя проснулась», дидактическая игра «Напоим Катю чаем»

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чаю приготовлю».

Посмотрите какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить наших дочек. Вставай, доченька. С добрым утром!

После того, как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, сахарница, хлебница. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место.

Куклы-дочки в это время «играют»: катают мяч, катаются на качелях, на машине и  т.д.

 

Конспект игры-занятия № 3 «Оденем Катю на прогулку»

Цель: развивать умения переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.

Оборудование: два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, колготки, обувь, пальто, шарфик).

Предварительная работа: дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», чтение стихотворения Е.Благининой «Новая одежда».

Ход игры. Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Катя уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку». Спрашивает у детей: «А у ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка? Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки? (большие, синие)».

«Наденем на ножки

Новые сапожки

Пустим по дорожке.

Будет доченька ходить,

Сапожки новые носить. (Е.Благинина «Новые одежда»)

Чтобы Катя не замерзла, одену ей теплую кофточку. И ты, Настя, одень своей дочке кофточку. Какая у твоей дочке кофточка? (Большая, теплая, красная). Что теперь будем одевать? (шапку). У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка? (большая, красная). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть куклам (пальто, шубу).

«Моя Катя маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая».

При повторении игры с другими детьми можно спеть им песню «Кукла» (муз. М. Старокодомского, сл. О. Высотской).

«На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей».

 

Конспект игры-занятия № 4

 «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Цель: продолжать учить выполнять в игре два-три последовательных действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т.д.).

Оборудование: куклы (2-3) одетые на прогулу. Шкаф для кукольной одежды.

Предварительная работа: дидактическая игра "Научим Катю раздеваться после прогулки».

Ход игры: воспитатель говорит: «Моя дочка Катя вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Андрюша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим дочкам, в каком порядке надо раздеваться». Сначала развяжем шарф.

«Развязали Катеньке

Шарфик полосатенький»

(А.Барто «Катя в яслях»)

Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно.

«Вещи надо убирать

Не придется их искать» (А.Барто «Маша-растеряша»).

А сейчас, что мы поможем снять нашим дочкам? (шубу)

«Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая»

Андрюша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.

Куда мы повесим шубу? (в шкаф).

Что мы еще не сняли? (сапожки)

У моей дочки маленькие, красные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки? (большие, синие). Куда мы поставим сапожки? (в шкаф)

«Снимем с ножки

Новые сапожки».

Андрюша, Катя спрашивает, можно уже идти играть? (нет). Что еще надо снять? (колготки). У моей Кати маленькие красные колготки, а у твоей дочки какие? (большие, синие). Куда надо положить колготки? (на полочку в шкаф). Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалики!

«Вот они сандалики

У нашей Кати-крошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки» (Е.Благинина «Научи обуваться и братца»)

А теперь можно играть? Нет, надо умыться.

 

Конспект игры-занятия № 5 «Покатаем кукол с горки»

Цель: приучать детей в играх с куклами использовать сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.

Оборудование: набор строительного материала (кирпичики, кубики, призма, пластина), куклы разных размеров, санки, образные игрушки (мишка, зайцы и т.д.)

Предварительная работа: сооружение лесенки, горки на занятии по конструированию.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что мне сказала моя дочка кукла Катя»:

«Ночью выпал первый снег.

Я оделась раньше всех.

Я санки качу,

Гулять хочу» (З.Александрова «В рукавичках маленьких»)

А ваши дочки хотят гулять? У них есть санки? Где они будут кататься на санках? (с горки). Давайте построим куклам горки. Показом, советом, указанием воспитатель помогает детям строить горки. В ходе работы закрепляет названия строительных деталей, учит играть вместе, дружно. Благодарит детей за дружную работу, читает стихотворение:

«На горочке нашей детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша и Сашенька есть!» (З.Александрова «У нас в квартире»)

Во время игры можно прочитать детям стихотворение О.Высотской «На санках»

«Покатились санки вниз

Крепче, Катенька держись!

Ты сиди, не упади-

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно,

А не то разбиться можно!»

 

Конспект игры-занятия № 6 «Покатаем кукол на машине»

Цель: учить детей объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Продолжать развивать умения переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофер, пассажир)

Оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичики), рули (2-3 штуки), можно использовать игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т.п., куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т.п.)

В строительном уголке воспитателем заранее построена машина.

Предварительная работа: сооружение машины из мелкого строительного материала на занятии по конструированию.

Ход игры. Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала куклу Катю и говорит: «Моя дочка хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Вот тебе руль. Покатай, пожалуйста мою Катю»)

Во время игры воспитатель поет песню «Машина» (муз.Попатенко, слова Н.Найденовой)

«В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина идет гудит:

«Би-би-би!» Би-би-би!

В машине, в машине

Ребят полно.

Поехали дети

Глядят в окно:

«Би-би-би! Би-би-би!

Вот поле, вот речка,

Вот лес густой.

Приехали дети.

Машина, стой!»

«Спасибо, Саша», говорит педагог, - ты был хорошим шофером. Посмотри, к тебе еще пришли мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету). А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артема тоже быть шофером. Поможем ему построить такую же машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артемом будем строить. Что сначала поставим? (кубики) А теперь что надо сделать? (положить сверху дощечку- пластину и поставить кирпичик – получится кабина шофера) А рулем у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров. Когда куклы займут свои места, воспитатель еще раз поет песню «Машина» (дети подпевают). При повторении игры можно предложить детям полетать на самолете (вспомнить стихотворение А.Барто «Самолет построим сами» или  поплыть на корабле и прочитать стихотворение А.Барто «Матросская шапка»).

 

Конспект игры-занятия № 7 «Новая комната для кукол»

Цель: продолжать объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совместным играм.

Оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, куклы, образные игрушки (зайцы, мишки, белки и т.д.). В строительном уголке заранее подготовлена игровая ситуация: построен дом для кукол.

Предварительная работа: постройка кукольной мебели на занятиях по конструированию.

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям спрашивает: «Это чей дом из кирпичей? Кто будет жить в этом новом доме?» (куклы, мишка, зайка и т.д.) Но кукла Катя говорит, что в этом доме жить неудобно. В нем нет мебели: ни стола, ни стульев, ни кровати. Давайте построим все это из кубиков и кирпичиков. Я буду строить диван. Саша, а ты что будешь строить? А ты, Вика? Анечка, а ты что построишь для своего мишки? Воспитатель предлагает детям построить разные предметы мебели, чтобы куклы могли попить чаю за столом, отдохнуть на диване. Сначала каждый ребенок сам сооружает какой-то предмет мебели и обыгрывает его с куклой или любой игрушкой. Воспитатель закрепляет названия строительных деталей, их цвет, названия частей мебели и т.п. Если ребенок построил кровать, то педагог, включаясь в игру, приговаривает:

«Баю-бай, баю-бай.

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Катю не буди»

Или: «Наступила ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко» (П.Воронько «Спать пора»)

Если дети построили стол, то воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»:

«Час обеда подошел,

Села Катенька за стол»

Когда все постройки закончены, педагог предлагает малышам напоить кукол чаем и погулять с ними вокруг нового дома.

При повторении игры можно обыграть стихотворение С.Капутикян «Маша обедает».

 

Конспект игры-занятия № 8 «Купание куклы Кати»

Цель: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, искупать, одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Учить играть вместе.

Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), «шампунь», мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах), кукла Катя, у нее «испачканы» руки.

Предварительная работа: дидактическая игра «Купание куклы Кати».

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

«Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?» (А.Барто «Девочка чумазая»).

Затем говорит детям: «Моя дочка Катя испачкалась. Надо ее искупать. Где у нас ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (теплая). Вика, принеси, пожалуйста, теплой воды в ковшике. Кто принесет мыло? Мочалку? Полотенце?» (дает поручение Ване, Андрею, Коле). Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Вика, а ты принеси для Кати чистую рубашку, трусики. Андрюша, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (в ванночку) А сейчас, Андрюша, что ты будешь делать? (Помою кукле Кате голову чистой, теплой водой, потом руки, ноги). Попроси Вику намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать.

В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи: «Теплую водичку

Льем на нашу птичку» (Е.Благинина «Аленушка»)

 

Хлоп-хлоп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

 

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Катенька помоется,

Причешется, оденется. (С.Капутикян «Хлоп-хлоп»)

Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть ее полотенцем. Подчеркивает: кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Кате русскую народную песенку:

«Баю-баю, баиньки,

В огороде – заиньки.

Зайки травку едят,

Кате спатеньки велят»

Игру можно повторить два-три раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

 

 

Конспект игры-занятия № 9 «Стирка кукольного белья»

Цель: учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Способствовать становлению сюжетной игры с куклами, обогащать содержание таких игр.

Оборудование: ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель), утюг, кукольное белье, стойка для развешивания белья, гладильная доска.

Предварительная работа: дидактическая игра «Стирка кукольного белья».

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное белье. Что нам для этого нужно? Женя, принеси, пожалуйста, тазы. Андрюша, дай, пожалуйста, мыло и мыльницу». Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем (втроем). Можно стирать всем вместе в одном большом тазу или отдельно в маленьких тазиках -  главное, чтобы все дети находились рядом. Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли принести?» (нельзя, потому что не принесли воды) Какая нам нужна вода? (теплая). Давайте принесем воды и нальем ее в таз (в тазы).

Затем воспитатель показывает, как надо стирать белье. Дети повторяют действия взрослого. Выстиранное белье складывают в отдельные тазики. Во время игровых действий воспитатель может спеть песню «Большая стирка»

«У меня большая стирка,

Мне белье стирать не лень.

Я в лоханку лью водицу

И стираю целый день.

В мыльной пене, в мыльной пене

Станет чистым все белье.

Постираю и поглажу

Даже платьице свое

Если, Катя, ты захочешь,

Постираю и твое»

По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую, холодную, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда белье выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого. После того, как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место и приготовить утюги, чтобы погладить высохшее белье. В конце игры педагог говорит: «Вот какое чистое стало кукольное белье. Надо его сложить в шкаф. Наши дочки привыкли к порядку» Игру можно повторить два-три раза с различными детьми. Воспитатель поощряет самостоятельные объединения малышей для игры.

Конспект игры-занятия № 10 «Кукла заболела»

 

Цель: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.

Оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы-заместители), сумка доктора, халат, колпак (в 2-3 экземплярах).

Предварительная работа: беседа с доктором, медсестрой, рассматривание медицинских инструментов, рассказ о их назначении, рассматривание иллюстраций: доктор лечит детей.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что ее дочка заболела. Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть колпак, халат и инструменты. Вова, а ты хочешь быть доктором? Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнем с моей дочки Кати. Давай послушаем ее. Что нам для этого нужно? (трубка). Слышишь, как бьется Катино сердечко: тук-тук-тук? Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать. Где ложечка? Катя, скажи: «А-а-а». Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Теперь Катя пусть поспит.

Воспитатель читает стихотворение В.Берестова «Больная кукла»:

«Тихо. Тихо. Тишина.

Катя бедная больна.

Катя бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится».

«Давай, Вова, споем Кате песенку» (желательно взять хорошо знакомую детям песню). Вот видишь, мы развеселили Катю, и она быстро поправилась». Игру целесообразно повторять в течение одной-двух недель с другими игрушками, например, с мишкой, зайкой и т.д.

Началом для подобных игр могут служить стихи:

-Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мной.

Отвечает зайка:

-Не могу, больной.

-Ой, ой, ой, бедный! (Е.Благинина)

 

Послушай, мишка,

Не кушай лишка!

Живот разболится –

У кого будешь лечиться? (Е.Чарушин, Е Шумская)

 

Конспект игры-занятия № 11 «Построим куклам дом»

Цель: продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.

Оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т.д.)

Предварительная работа: занятие по конструированию на тему: «Домик для куклы»

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить? Сережа, ты хочешь сделать дом для Светы? Давай вместе строить, а Света посмотрит, как мы будем работать». Воспитатель сажает куклу на ковер.

В ходе строительства задает вопросы: «Из чего будем строить дом?» (из кирпичиков). Сережа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной). Это будут стены дома. А как сделать крышу? (надо положить кирпичик сверху на стены). Давай, Сережа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике? (если кукла высокая, то воспитатель показывает, как строить высокий дом).

Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. (при этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома).

В процессе строительства дома вместе с Сережей воспитатель привлекает к работе  и других, заинтересовавшихся игрой, детей: одному предлагает сделать забор, другому –дорожку к дому и т.д.

Поощряет совместные игры детей.

Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев, мишек), при этом спеть песню «Строим дом» (муз.М.Красева, сл.С.Вышеславцевой):

«Тук, да тук,

Тук, да тук,

Раздается

Громкий стук.

 

Строим дом,

Дом большой,

И с крылечком и с трубой.

 

Разукрасим мы дом

И вверху флажок прибьем.

 

Будут  жить

В доме том

Зайка с куклой (мишкой)

И слоном».

Когда постройка дома  или домов закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди – кукла Катя. Педагог читает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

 

Конспект игры-занятия № 12 «Сделаем Кате красивую прическу»

Цель: обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединяться для совместных игр.

Оборудование: расчески, ножницы (предметы-заместители), банты, ленты (в 2-3 экземплярах), зеркало.

Предварительная работа: рассматривание соответствующих иллюстраций.

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво». Сережа, а ты хочешь причесать свою дочку красиво? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером. Я причешу Катю, а ты свою дочку. Теперь давай подстрижем нашим дочкам челки. Вот так. И сзади тоже подстрижем волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы подстригли дочкам волосы. Для этого еще раз причешем их. Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платьице и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье какого цвета? Какой ты выберешь бантик?

Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы все уберем и пойдем в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения.

Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряя игры «рядом», «вместе».

Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который ее стрижет. Затем идут в «кино», «магазин» и т.д.

 Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «подстригите, пожалуйста», «причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т.п.

Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».

 

Конспект игры-занятия № 13 «День рождения куклы Кати»

Цель: продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.

Оборудование: кукла Катя в нарядном платье; образные игрушки (мишка, заяц, кот и др.); флажок, шишка, бочонок с медом, морковка (можно использовать предметы-заместители).

Предварительная работа: празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворений, игры-хороводы («Заинька, походи», «Кто у нас хороший»), подвижные игры «Догони мишку», «Найди зайку» и др.

Ход игры: воспитатель говорит, что у ее дочки Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют ее. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок меда или с зайкой, который подарит Кате сладкую морковку. Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай, а сам печет пирог, приговаривая:

«Уж я Катеньке пирог испеку,

Уж я доченьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая…» (русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку»)

Дети собираются на день рождения. По совету педагога, Сережа берет, например, мишку и говорит, что Мишка несет Кате в подарок мед и большую шишку. Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Мишенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и зайка-побегайка пришел. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, заинька, садись и ты чай пить, медом угощайся».

Гости поют песню «День рождения» (муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель):

«Чей, чей, чей, чей,

Чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто

Принимает поздравленья?

Кто получит от ребят

И игрушки и подарки?

У кого глаза блестят»,

На щеках румянец яркий?

Все, все, все, все

Все мы Катю поздравляем!

С ней, с ней, с ней, с ней

Веселимся и играем.

Воспитатель говорит: «Катя любит слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей стихотворение про флажок». Дети читают стихотворение А.Барто «Флажок» и дарят Кате флажок.

А кто хочет рассказать Кате про кота? (потешка «Как у нашего кота»). Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно. Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает мишка, потом – дети, затем детей догоняет Катя.

«Вот какой веселый день рождения был у Кати, - говорит педагог.- Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает». При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

 

Конспект игры-занятия № 14 «Куклы на прогулке»

Цель: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретенными умениями при сооружении несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.

Оборудование: набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины, образные игрушки «матрешки, зайцы, мишки и т.д.»

Предварительная работа: занятия по конструированию. Темы построек: дорожка (узкая и широкая), поезд, машина, дом, ворота, горка и т.д.

Ход игры: Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять. «Давайте оденем их на прогулку. А наших мальчиков – «пап» попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке». Дети одевают кукол (см. конспект № 3 «Оденем Катю на прогулку»). Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку. Во время одевания кукол желательно использовать стихотворение З.Александровой  «Катя в яслях»:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Одели на ножки

Красные сапожки».

Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с дочками по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:

«Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой»

Или

«Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ! Топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!»

Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение:

«Ходит Катенька с трудом,

В первый раз обходит дом:

Топ-топ.

Мама водит взад-вперед

Дочка ходит взад-вперед:

Топ-топ».

Если же дети построят поезд, то во время поездки на нем уместно вспомнить стихотворение Э.Машковской «Мчится поезд».

При повторении игры вводится строительство одной-двух новых, более сложных построек. Воспитатель дает образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, также использует и игрушки-заместители (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрешка).

В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.

 

Используемая литература:

  1. «Ребенок третьего года жизни» под ред. С.Н.Теплюк, Москва, «Мозаика-Синтез», 2011г.
  2. О.Р.Меремьянина «Вместе с куклой я расту», Волгоград, «Учитель», 2012г.
  3. Л.Павлова, В.Сотникова «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования», Москва, «Обруч», 2013г.
свернуть

Использование куклы в разных видах деятельности

Потешки в помощь маме

Рекомендуемый список произведений художественной литературы и фольклора для детей раннего возраста.

Успешная адаптация

Адаптация ребенка к детскому саду.

Что делать родителям?

 

Адаптация к детскому саду - один из наиболее волнительных периодов в жизни малыша и его родителей. Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, стресс испытывают все - сам малыш, мама и папа, и даже воспитатель. Но если педагоги знают, как вести себя с рыдающим при расставании малышом, то родители зачастую оказываются не готовы к капризам и истерикам ребенка и впадают в состоянии паники и полной растерянности. При этом именно от их поведения во многом зависит то, насколько быстро и успешно пройдет привыкание ребенка к условиям детского сада.

Вот несколько советов родителям о том, как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду:

  1. Уделяйте больше внимания своему ребенку, говорите с ним, позвольте делиться своими чувствами и переживаниями.
  2. Вырабатывайте в себе терпеливость. Только терпение позволит вам спокойно реагировать на слезы и истерики малыша в адаптационный период.
  3. Проявляйте гибкость и стойкость, не реагируйте остро на капризы и слезы ребенка перед посещением детского сада. Такое поведение малыша нормально, он выражает свои эмоции, которые неизбежно появляются в новой для него обстановке. Всем своим видом показывайте, что всё хорошо, ничего страшного не произошло, чувствуйте это внутри себя. Мама не отдает малыша «незнакомой тете», а лишь оставляет его на время поиграть с другими детьми.
  4. Разговаривайте с воспитателем о ребенке, в присутствии малыша вместе с педагогом хвалите его за хорошо проведенный день в детском саду.
  5. Поиграйте с ребенком в игру «Детский сад», постарайтесь выяснить, что его волнует и тревожит. В игре малыш обязательно проявит свои настоящие чувства.
  6. Уладьте семейную ситуацию, решите семейные проблемыили на время оставьте их. В этот период ребенку нужен надежный тыл, дружная семья и доброжелательные близкие. Конфликты и семейные неурядицы оставьте на потом, не решайте их при ребенке, не выражайте свой гнев при малыше, не отзывайтесь негативно о ком-либо из родственников. Пусть малыш знает, что в семье все хорошо, все его любят и понимают. Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно решить свои внутренние проблемы или семейные конфликты, обратитесь за помощью к специалистам.

Удачи вам!

Педагог-психолог Альховик Т.Ф.

Литература:

  1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: [сборник / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011. – 125с.: ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).
  2. Кузнецова, Г. Группа «Адаптация» - пространство счастливого детства / Г. Кузнецова, Т. Двуреченская, Г. Крысанова, Н. Соболева // Дошкольное воспитание. – 2010. - №9. – С. 46-56.

 

свернуть

Адаптация. Советы родителям

Адаптационный период в детском саду

 

   Адаптация к детскому саду, пожалуй, самое тяжкое время для каждого малыша. Ведь это не только процесс привыкания к новой и совершенно незнакомой обстановке, к новому распорядку дня, общениям и взаимоотношениям, но и выработка новых навыков и умений, ранее не знакомых малышу.

  Каждый ребенок реагирует на подобные изменения в его жизни по-разному: кто-то отказывается общаться с воспитателем и другими детьми в саду, некоторые безутешно плачут, у многих происходит нарушение сна, отказ от пищи, появляется грубость и упрямство, и даже регресс в речевом развитии.

  Для того чтобы подобных проблем не возникло, и адаптационный период ребенка в детском саду прошел без каких-либо осложнений, готовить ребенка к садику необходимо начать как минимум за полгода. Не стоит пренебрегать данной подготовкой, ведь последствия могут быть самыми неблагоприятными, вплоть до неврозов. Родители не должны думать, что подготовка ребенка к детскому садику заключается лишь в том, чтобы купить необходимые вещи, одежду, обувь, а также пройти медкомиссию в поликлинике.

  Всё это сделать, конечно, необходимо, но это самый последний этап в процессе подготовки ребенка к детскому саду.

 

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ 

  • Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДДУ.
  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желания малыша, можно оставить его на целый день в ДДУ.
  • Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
  • Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить, вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
  • Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  • В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого дома, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
  • Эти советы очень помогут вашему ребенку пройти этот нелегкий адаптационный период в детском саду. Но самое главное, это психологическая подготовка и задача каждого родителя максимально облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.

Педагог-психолог Альховик Т.Ф.

  

Литература:

  1. Дуткевич Т.В. Дитяча психологія - 2012 г.;
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – 2001г.;
  3. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология - 2002 г.;
  4. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология - 2003 г.;
  5. Урунтаева Г.А.. Детская психология - 2006 г.
свернуть

Кризис трёх лет

Рекомендации родителям по преодолению

кризиса 3 лет у ребенка

 

  1. Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  2. Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
  3. При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение.  Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ.  Ребенок должен усвоить, что криком, слезами и истерикой нельзя манипулировать родителями.
  4. Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. 
  5. Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
  6. Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
  7. Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол, вытереть пыль и т.д.
  8. Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать несложные самостоятельные решения. 
  9. Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации. Бывают ситуации, когда ребенок взял какую-то вещь и ни в какую не хочет отдавать или хочет надеть определенную одежду и никакую другую. Попробуйте найти с ребенком компромисс. Например, если он взял на детской площадке чужую игрушку, а потом не хочет отдавать, предложите ему его же игрушку, только со словами: «А твоя машинка быстрее ездит и колеса у нее больше!». Тоже касается и одежды. Старайтесь проговаривать с ребенком каждую ситуацию, мотивируя, почему сегодня лучше надеть вот это, а не это.
  10. Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он сделал. 
  11. Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком. Например, если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ним.  
  12. Не следует ставить ребёнку общих оценок, обзывать ребенка. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем.

 

Кризис 3 лет – явление проходящее. Но связанные с ним новообразования – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии, создающий предпосылки для дальнейшего формирования личности ребёнка.

 

Рекомендуемая литература по теме «Кризис 3 лет»:

  1. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.
  2. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.

 

свернуть
Меню раздела