Информация для педагогических работников

Безопасная организация подвижных игр

 

Подвижные игры способствуют физическому развитию ребенка, укрепляют его мышцы, усиливают быстроту реакции и ловкость, благоприятно сказываются на здоровье ребенка. Перед началом подвижной игры хорошо продумайте место ее проведения. Оно должно быть безопасное и удобное.

     Начните с постановки игровой задачи. Постарайтесь преподнести ее в игровой, шуточной форме, заинтересовать детей: нарисуйте яркую картину предстоящего действия. Четко и доступно объясните правила, уделите особое внимание ключевым моментам игры. Играйте вместе с детьми, будьте активны, следите за соблюдением правил и аккуратно корректируйте поведение детей. Если нарушаются правила, приостановите игру и укажите, в чем допущена ошибка.

     Во время игры подбадривайте детей: хвалите побеждающих и поддерживайте, подзадоривайте проигрывающих. Если интерес к игре затухает, попробуйте усложнить или упростить правила.

Организация подвижных игр

  1. Воспитатель должен знать наизусть ход и правила игры.
  2. Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями и возрастом детей.
  3. Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т.д.
  4. Следует подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт, т радиции разных народов.
  5. Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему (начинать нужно с простых некомандных игр, где главную роль берет на себя воспитатель).
  6. Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь пока дети потеряют интерес уже к знакомым играм.
  7. Важно следить за дозировкой физической нагрузки.
  8. В играх следует использовать как можно больше народного фольклора, так как игры имеют огромное значение для развития речи ребенка.
  9. Игры должны быть нарпавлены на развитие творческих способностей детей (продумывание вариантов игр, комбинирование движений).
  10. Закончить игру нужно своевременно, так как затягивание может привести к утомлению играющих.
  11. Сигнал об окончании игры подается, когда дети получили от нее удовольствие.
  12. Не стоит забывать о подведении итогов игры.
 
свернуть

Организация закаливания детей дошкольного возраста в летний период в условиях учреждения дошкольного образования

Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждении дошкольного образования.

  Закаливание – система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

     Закаливание - обеспечение оптимального сочетания температуры воздуха            и одежды ребенка, максимальное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна, водные процедуры.

     Закаливание воспитанников осуществляется в соответствии с утвержденной и в установленном порядке учебной программой дошкольного образования.

      Для организации закаливания воспитанники должны быть распределены на две группы с учетом состояния их здоровья.

   Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться  с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

    Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур. Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Одностороннее проветривание в летнее время проводится непрерывно.

При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие принципы:

  • Учет состояния здоровья, индивидуальных возрастных особенностей ребенка
  • Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;
  • Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;
  • Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры
  • Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды)

    Организация специальной закаливающей процедуры – общей воздушной ванны, нахождение воспитанников на улице, в облегченной одежде или в майке и трусах. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5 -3  минуты.  Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут.

    Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям ( песок, гравий, трава ит.д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные  дни с температурой воздуха до 22 С , постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «дорожке здоровья» предусматривает следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, круглые камни, травяной покров. Хождение 2-3 кратное с топтанием по мокрому покрытию (мешковине) от 3 до 10 секунд, Для детей группы ЧДВ  - то же, но без влажного песка.  Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке здоровья» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания на мокром  покрытии в течение 2 недель, при температуре воздуха не ниже 20 С .

     Организация закаливающего мероприятия  - контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног  начинают водой с температурой 24-25 С, затем 35-36 С , и опять 24С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 С  до 40 С, а холодной соответственно снижают до 16 -18 С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая.  После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.

     Для проведения водных процедур гигиенического мытья ног  после прогулки необходимо следующее: скамейка или стулья, деревянные решеточки, емкости с водой, лейки, индивидуальные полотенца для ног.

     К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, хождение по воде, игры с водой.

     К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоёмах, бассейнах - плескательницах.  Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше чем через 3-4 минуты  после еды).

 Участвуют в организации закаливания воспитанников воспитатели, помощники воспитателей, медицинский работник.

свернуть

Организация деятельности детей на прогулке в летний оздоровительный период

Пребывание детей на свежем воздухе в летний оздоровительный период имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становится более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывании на участке или ни улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях се зонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы людям жилось удобно, красивой радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход их на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на улицу, остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя. Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате системы работы по развитию навыков самообслуживания детей.

Нельзя допускать, чтоб на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность, менять место игры.

Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.

Необходимо остановиться на основных компонентах прогулки.

Наблюдения

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить I их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых.

Подвижные игры и физические упражнения

Согласно учебной программе дошкольного образования подвижные игры на первой и второй прогулке ежедневно отводится для детей 3-5 лет 20-25 минут, для детей 5-7 лет– 25-30 минут. Продуктивно и эффективно при составлении воспитателем перспективного плана по подвижным играм и физическим упражнениям согласовывать планирование с руководителем физвоспитания.

Выбор игры зависит от  погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками.

Во время прогулок могут бы и широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такими как бабкисерсо, кольцеброс, кегли, а в старших группах– элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом– это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема. Очень важно постоянно поддерживать у дошкольников интерес к двигательной деятельности. Достигается это с помощью приемов и форм работы, воздействующих на эмоциональную и волевую действенно-практическую сферы личности ребенка. В первую очередь здесь следует назвать совершенствование движений; усложнение упражнений с помощью дополнительных заданий, варьирования условий. Например, ребенку, проезжающему на самокате, велосипеде, предлагают снять ленту, позвонить в колокольчик, объехать предмет.

Во-вторых, введение в игры, упражнения, спортивные развлечения элементов соревнования: чей мяч дальше отскочит после удара о стену?! Чей обруч дольше вращается? Кто быстрее добежит к флажку? и пр.

В-третьих, проведение игр-эстафет (бессюжетные подвижные игры с элементами соревнования). С их помощью совершенствуют навыки в основных видах движений, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве. Они содействуют воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Трудовая деятельность

Приобщая детей к труду, важно создать все необходимые условия для того, чтобы он оказывал благотворное влияние и на развитие трудовых навыков, умений, и на здоровье ребенка. При организации работ на участке необходимо подобрать инструменты и инвентарь в соответствии с возможностями детей. Работа должна быть для них посильной и проходить в благоприятной гигиенической обстановке. Воспитатель обязан следить за тем, чтобы в процессе работы дети сохраняли правильную позу. Чтобы избежать ее однообразия, он при необходимости переключает ребят с одного вида деятельности на другой. В летний период года, когда дети работают на участке (на огороде, цветнике), важно не допустить их перегревания. Поэтому лучше всего работы, связанные с уходом за растениями, с обработкой почвы, проводить в нежаркое время дня.

Длительность труда дошкольников колеблется (в зависимости от их возраста, от конкретных погодных условий) от 10-15 до 30-35 мин. Характер деятельности также необходимо менять.

Важно, чтобы воспитатель обращал внимание и на поведение детей во время трудовой деятельности.

От организации труда дошкольников зависит и то, будут ли привиты им навыки трудолюбия, возникнет ли у ребят стремление и желание работать. Интересная, посильная работа приносит детям радость, вносит разнообразие в их деятельность, формирует сознание полезности своего труда, способствует их лучшей социальной адаптации и улучшению взаимоотношений со сверстниками. 

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа проводится исходя из интересов и потребностей детей. Педагог организует индивидуальную работу по основным видам деятельности: развитию речи, игровой, физкультурно- оздоровительной, художественно-эстетической деятельности, используя при этом разнообразные приемы и методы исходя из личностных и типологических особенностей каждого ребенка.

Самостоятельная деятельность

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений.

Грамотно организовать самостоятельную деятельность, предоставить разнообразную игровую среду согласно интересам ребенка– основная задача педагога при реализации этого компонента прогулки.

свернуть