Страничка дефектолога

 

График

работы учителя-дефектолога Синькевич Любови Владимировны

на 2021/2022 учебный год

День недели время работы
понедельник

7.40-8.40

8.55-12.50

15.20-17.11

вторник

7.40-8.40

8.55-12.50

среда

7.40-8.40

8.55-12.50

15.20-17.07

четверг

7.40-8.40

8.55-12.50

15.20-17.07

пятница

7.40-8.40

8.55-12.50

 

Консультация для законных представителей воспитанников

проходят в третий понедельник месяца с 17.15 до 17.45

 

 

Консультация для воспитателей "Предупреждение акустических видов дислексий и дисграфий"

25.03.2021

                           

Личный блог учителя-дефектолога Синькевич Л.В.

https://vk.com/club187685542

 

График

проведения консультаций учителя-дефектолога Синькевич Л.В.

на 2021/2022 учебный год

Дата

 

Время проведения

Тема мероприятия

20.09

17.15-17.45.

Особенности инклюзивного образования детей дошкольного возраста

15.11

17.15-17.45

Упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

20.12

17.15-17.45

Как расширить словарный запас  ребенка?

17.01

17.15-17.45

Нетрадиционные способы проведения артикуляционной гимнастики дома

21.03

17.15-17.45

Влияние чтения художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

18.04

17.15-17.45

Речевые игры по дороге домой

16.05

17.15-17.45

Подведение итогов учебного года. Обсуждение плана работы с детьми на летний период

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 лет 

 В этом возрасте дети знают:

• Своё имя, фамилию, возраст; домашний адрес;

• Имя, фамилию своих родителей, их место работы;

• Всех членов своей семьи и ближайших родственников;

• Местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом);

• Основные и оттеночные цвета;

• Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

• Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по массе (тяжелый, лёгкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький); 

• Время суток, их последовательность (утро, день, вечер, ночь);

• Времена года, их последовательность (осень, зима, весна, лето);

• Правую и левую руку;

• Формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой;

• Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);

• Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.);

• Слова, обозначающие части предметов, живых  организмов, жизненных явлений, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, тепло, мокро, сухо, солнечно);

• Обобщающие понятия (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные;

• Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие. Дети умеют:

• Высказываться о себе, своём самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы окружающихся;

• Употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.

• Правильно согласовывать слова в предложении;

• Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (зайчата-зайчат);

• Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (тарелок, вилок, груш, яблок, помидоров):

• Правильно употреблять формы повелительного наклонения глаголов: бежать, хотеть;

• Использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчиненных предложений;

• Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая говорящего;

• Пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные;

• Составлять (по образцу) небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.

• Согласовывать слова в роде, числе, падеже; 

• Считать в пределах 10;

• Правильно пользовать количественным и порядковым счётом;

• Самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур;

• Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по словесному описанию, схематическому изображению;

• Самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать их по признакам: одному, двум, трём по наличию одного и отсутствию другого свойства («Все большие красные», «Большие не красные»);

• Определять направление движений от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

свернуть

Этапы развития детской речи

 

 

 1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. 2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря; на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.

Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Составил: учитель – дефектолог Синькевич Л.В. по материалам Бурлаковой М.К./Советы логопеда/Москва/2001г.

 

свернуть

Роль мелкой моторики в становлении речи дошкольников

 

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. 

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино, пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик). 

В магазинах сейчас много разных развивающих пособий. Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. 

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки- «Сорока-сорока...»,«Ладушки-ладушки...»,- «Идет коза рогатая...»,- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,- «Этот пальчик дедушка... «и другие.

Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки». Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрпризов», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Выбирайте, в зависимости от умений, возраста, желания малыша:

 

  • лепить из теста, пластилина различные фигурки
  • рисовать (как умеет), можно использовать пальчиковые краски, можно кисточки
  • очищать вареные яйца от скорлупы, мандарины, вареные овощи от кожуры, например, картофель
  • перемешивать, например, салат
  • перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох
  • солить
  • разбирать, очищать расколотые орехи
  • переливать из кружки в кружку воду
  • дайте свои бусы, пусть перебирает, как четки
  • завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы
  • раздеваться и разуваться самостоятельно
  • чистить губкой обувь
  • стирать небольшие вещи, например, кукольные
  • мыть игрушки, посуду
  • подметать пол, вытирать пыль
  • вешать белье (натяните для малыша веревку и выделите прищепки)
  • сматывать нитки в клубок или на катушку
  • кормить аквариумных рыбок
  • поливать цветы дома или на даче
  • собирать ягоды
  • собирать игрушки, мелкие детали
  • отвинчивать и завинчивать крышечки, пробки (зубная паста, пластиковая бутылочка и т.д.)
  • наклеивать и отклеивать наклейки, магниты на холодильник
  • рвать и мять бумагу
  • делать из бумаги какие-либо фигурки
  • играть со скотчем
  • открывать ключами ящички, двери

Примеров может быть множество. Уверена, что вы сами сможете придумать различные и интересные способы развития мелкой моторики ваших деток. 

 

 

Источники:

  1. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Визель Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/28/rol-melkoy-motoriki-v-razvitii-rechi-rebenka
свернуть

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни

 

 

         Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.

       В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребенка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.

        У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

        Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, р, р', л, л', например: пара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.

 

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:

õ     четкой, неторопливой;

õ доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

õ грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

 

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

По материалам Ж.М.Флеровой/Логопедия/Ростов /на/Д, 2006г.

 

свернуть
СЛУШАЕМ, СЛЫШИМ, РАЗЛИЧАЕМ
Меню раздела