Ранний возраст

Успешная адаптация

Адаптация ребенка к детскому саду.

Что делать родителям?

 

Адаптация к детскому саду - один из наиболее волнительных периодов в жизни малыша и его родителей. Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, стресс испытывают все - сам малыш, мама и папа, и даже воспитатель. Но если педагоги знают, как вести себя с рыдающим при расставании малышом, то родители зачастую оказываются не готовы к капризам и истерикам ребенка и впадают в состоянии паники и полной растерянности. При этом именно от их поведения во многом зависит то, насколько быстро и успешно пройдет привыкание ребенка к условиям детского сада.

Вот несколько советов родителям о том, как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду:

  1. Уделяйте больше внимания своему ребенку, говорите с ним, позвольте делиться своими чувствами и переживаниями.
  2. Вырабатывайте в себе терпеливость. Только терпение позволит вам спокойно реагировать на слезы и истерики малыша в адаптационный период.
  3. Проявляйте гибкость и стойкость, не реагируйте остро на капризы и слезы ребенка перед посещением детского сада. Такое поведение малыша нормально, он выражает свои эмоции, которые неизбежно появляются в новой для него обстановке. Всем своим видом показывайте, что всё хорошо, ничего страшного не произошло, чувствуйте это внутри себя. Мама не отдает малыша «незнакомой тете», а лишь оставляет его на время поиграть с другими детьми.
  4. Разговаривайте с воспитателем о ребенке, в присутствии малыша вместе с педагогом хвалите его за хорошо проведенный день в детском саду.
  5. Поиграйте с ребенком в игру «Детский сад», постарайтесь выяснить, что его волнует и тревожит. В игре малыш обязательно проявит свои настоящие чувства.
  6. Уладьте семейную ситуацию, решите семейные проблемыили на время оставьте их. В этот период ребенку нужен надежный тыл, дружная семья и доброжелательные близкие. Конфликты и семейные неурядицы оставьте на потом, не решайте их при ребенке, не выражайте свой гнев при малыше, не отзывайтесь негативно о ком-либо из родственников. Пусть малыш знает, что в семье все хорошо, все его любят и понимают. Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно решить свои внутренние проблемы или семейные конфликты, обратитесь за помощью к специалистам.

Удачи вам!

Педагог-психолог Альховик Т.Ф.

Литература:

  1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: [сборник / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011. – 125с.: ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).
  2. Кузнецова, Г. Группа «Адаптация» - пространство счастливого детства / Г. Кузнецова, Т. Двуреченская, Г. Крысанова, Н. Соболева // Дошкольное воспитание. – 2010. - №9. – С. 46-56.

 

свернуть

Адаптация. Советы родителям

Адаптационный период в детском саду

 

   Адаптация к детскому саду, пожалуй, самое тяжкое время для каждого малыша. Ведь это не только процесс привыкания к новой и совершенно незнакомой обстановке, к новому распорядку дня, общениям и взаимоотношениям, но и выработка новых навыков и умений, ранее не знакомых малышу.

  Каждый ребенок реагирует на подобные изменения в его жизни по-разному: кто-то отказывается общаться с воспитателем и другими детьми в саду, некоторые безутешно плачут, у многих происходит нарушение сна, отказ от пищи, появляется грубость и упрямство, и даже регресс в речевом развитии.

  Для того чтобы подобных проблем не возникло, и адаптационный период ребенка в детском саду прошел без каких-либо осложнений, готовить ребенка к садику необходимо начать как минимум за полгода. Не стоит пренебрегать данной подготовкой, ведь последствия могут быть самыми неблагоприятными, вплоть до неврозов. Родители не должны думать, что подготовка ребенка к детскому садику заключается лишь в том, чтобы купить необходимые вещи, одежду, обувь, а также пройти медкомиссию в поликлинике.

  Всё это сделать, конечно, необходимо, но это самый последний этап в процессе подготовки ребенка к детскому саду.

 

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ 

  • Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДДУ.
  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желания малыша, можно оставить его на целый день в ДДУ.
  • Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
  • Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить, вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
  • Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  • В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого дома, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
  • Эти советы очень помогут вашему ребенку пройти этот нелегкий адаптационный период в детском саду. Но самое главное, это психологическая подготовка и задача каждого родителя максимально облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.

Педагог-психолог Альховик Т.Ф.

  

Литература:

  1. Дуткевич Т.В. Дитяча психологія - 2012 г.;
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – 2001г.;
  3. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология - 2002 г.;
  4. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология - 2003 г.;
  5. Урунтаева Г.А.. Детская психология - 2006 г.
свернуть

Кризис трёх лет

Рекомендации родителям по преодолению

кризиса 3 лет у ребенка

 

  1. Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  2. Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
  3. При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение.  Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ.  Ребенок должен усвоить, что криком, слезами и истерикой нельзя манипулировать родителями.
  4. Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. 
  5. Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
  6. Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
  7. Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол, вытереть пыль и т.д.
  8. Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать несложные самостоятельные решения. 
  9. Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации. Бывают ситуации, когда ребенок взял какую-то вещь и ни в какую не хочет отдавать или хочет надеть определенную одежду и никакую другую. Попробуйте найти с ребенком компромисс. Например, если он взял на детской площадке чужую игрушку, а потом не хочет отдавать, предложите ему его же игрушку, только со словами: «А твоя машинка быстрее ездит и колеса у нее больше!». Тоже касается и одежды. Старайтесь проговаривать с ребенком каждую ситуацию, мотивируя, почему сегодня лучше надеть вот это, а не это.
  10. Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он сделал. 
  11. Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком. Например, если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ним.  
  12. Не следует ставить ребёнку общих оценок, обзывать ребенка. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем.

 

Кризис 3 лет – явление проходящее. Но связанные с ним новообразования – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии, создающий предпосылки для дальнейшего формирования личности ребёнка.

 

Рекомендуемая литература по теме «Кризис 3 лет»:

  1. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.
  2. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.

 

свернуть
Меню раздела